Анализ законопроекта об усложнении регистрации новорожденных, родившихся вне медицинских организаций
По мнению экспертов АЦ «Семейная политика.РФ» законопроект, разработанный Минюстом РФ, может повести к неоправданному ущемлению прав родителей и детей, родившихся вне медицинских организаций. Публикуем отзыв на законопроект, подготовленный АЦ «Семейная политика.РФ».
Резюме аналитического отзыва
Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» был подготовлен Министерством юстиции РФ. Текст законопроекта и пояснительной записки к нему был представлен для общественного обсуждения на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения [1] 26.06.2014.
Представленный ниже фамилистическо-правовой анализ представленного законопроекта и его обоснования (анализ содержания нормативного правового акта и возможных результатов его принятия и осуществления с точки зрения интересов семьи и родителей с детьми) позволяет сделать следующие выводы:
- Изменения в законодательство, предлагаемые законопроектом, не сделают невозможной регистрацию рождения детей в случае родов вне медицинских организаций, однако существенно затруднят ее, что приведет к ухудшению положения матерей, в силу своего выбора либо не зависящих от них обстоятельств родивших ребенка вне медицинской организации, а также их новорожденных детей. Регистрация новорожденных, родившихся вне медицинских организаций, в случае принятия законопроекта, может быть дополнительно затруднена существующими в действующем законодательстве правовыми коллизиями. Она также будет связана с риском нарушения защищаемых законом прав граждан в сфере охраны здоровья.
- Предлагаемые законопроектом законодательные изменения могут привести к массовому нарушению прав несовершеннолетних граждан, зафиксированных в общепризнанных нормах международного права, а также прав их родителей, защищаемых нормами международного и российского права, создать дополнительные серьезные риски для новорожденных детей.
- Предлагаемые законопроектом меры являются непропорциональными и недостаточно обоснованными. Исходя из данных, приведенных в пояснительной записке к законопроекту, основная проблема, на решение которой он направлен, не является масштабной или широко распространенной. Число граждан, положение которых ухудшится в результате принятия законопроекта, многократно превышает число случаев мошенничества, на предотвращение которых направлены предложенные меры. Таким образом, создаваемые предлагаемым решением потенциальные проблемы для семей более масштабны, чем проблемы, на решение которых он направлен.
- Требуя от родителей новорожденного дополнительных доказательств рождения ребенка по сравнению с действующими в настоящий момент нормами, законопроект, фактически, без достаточных оснований презюмирует их потенциальную недобросовестность. В отсутствие фактов, свидетельствующих о такой недобросовестности, это представляется неоправданным.
- Основной целью, на достижение которой направлен законопроект, является защита средств государственного бюджета (пособий на детей) от действий мошенников. В качестве решения предлагается мера, которая ухудшит положение и потребует дополнительных действий от большого числа добросовестных граждан. Таким образом, задача обеспечения сохранности средств бюджета, фактически, решается за счет создания дополнительных трудностей для добросовестных граждан. Как представляется, такое решение противоречит духу конституционной нормы, согласно которой права и свободы человека и гражданина (а не решение задач, связанных с сохранностью бюджетных средств как таковых) «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти» (ст. 18 Конституции РФ).
- Предлагаемое законопроектом различие в порядке регистрации новорожденных, родившихся вне медицинских организаций в труднодоступных или малонаселенных местностях, в сравнении с новорожденными из других местностей, может рассматриваться как недопустимая дискриминация новорожденных при реализации их прав по признаку места рождения (в нарушение ст. 19 ч. 2 Конституции РФ). Законопроект также не учитывает реалий, связанных с массовым закрытием медицинских организаций, осуществлявших родовспоможение, в ряде регионов России, в частности, в сельской местности и малых городах.
- Действующие нормы уголовного права позволяют вполне эффективно решать задачу, на решение которой направлен законопроект, без ухудшения положения граждан или нарушения их прав. Таким образом, необходимость в принятии предложенного законопроекта отсутствует.
В связи с этим, по нашему мнению, Министерству юстиции РФ целесообразно отказаться от дальнейшей работы над данным законопроектом и от внесения его в органы законодательной власти через Правительство РФ.
[1] http://regulation.gov.ru/project/16066.html?point=view_project&stage=2&stage_id=10735